Из истории шведского костюма

Национальный романтизм и возрождение традиционного костюма

В Швеции традиционный крестьянский костюм выходит из повседневного употребления к 1850 г. В связи с развитием коммуникаций, ростом городов и промышленности во всей стране народ постепенно отказывается от традиционного костюма, считавшегося символом отсталого крестьянского мира.

Однако на рубеже XIX и ХХ столетий западную Европу охватило движение неоромантизма, и светское общество в Швеции обратило свой взгляд на крестьянскую культуру и народный костюм. В 1891 г. в Стокгольме Артур Хацелиус основывает Скансен - этнографический музей под открытым небом. Помимо крестьянского быта в общем, Хацелиус интересовался и народным костюмом. Штаны, сшитые в стиле народных, были у Августа Стриндберга, подобная одежда входит в моду даже среди членов правительства.

Национальный романтизм побуждает людей исследовать крестьянский костюм. Уходящая народная культура вдохновляет не только художников Андерса Цорна и Карла Ларссона, известных воспевателей провинции Даларна, но и многих других. Создаются народные движения, занимающиеся возрождением старых традиций: народного танца, музыки (объединения спельманов) и традиционной одежды. Народные костюмы ищут, изучают (больше всего в той же провинции Даларна). Их пытаются реконструировать, на основе их создаются костюмы областей. В 1912 году местным объединением создан костюм провинции Норботтен.

В 1902-03 гг. создаётся так называемый общий шведский национальный костюм.

Sverigedrakt

Рубеж веков для Швеции – время не простое. Национальный романтизм – главное течение в искусстве, одним из главных вопросов которого является вопрос идентичности - «кто мы?». Разрыв унии с Норвегией в 1905 г. воспринимался как тяжёлый удар, вопрос о национальном самосознании вновь встал на повестке дня.

Sverigedrakt создавался как общий костюм для женщин Швеции и Норвегии, входившими в то время в унию. Создательницей этого костюма считается Мэрта Ёргенсен.

Мэрта Ёргенсен (Пальме) (1874—1967) была дочерью богатого предпринимателя из Норчёпинга. В 1900 году она становится ученицей садовника и попадает в королевскую резиденцию Тульгарн, в провинции Сёдерманланд. В этом замке она увидела принцессу Викторию из Баден-Бадена. Будущая королева пыталась демонстрировать принадлежность к новой национальной культуре и надевала созданные в народном стиле костюмы – вариации костюмов приходов Вингокер и Эстерокер, а также вариации традиционного костюма жителей острова Эланд. Такие же платья надевали придворные дамы. Это и послужило вдохновением для Мэрты Пальме, толчком к созданию женского национального костюма.

После замужества Мэрта Ёргенсен переехала в Фалунь (провинция Даларна), где занималась преподаванием в Ремесленной семинарии (Seminariet for de husliga konsterna Falu). Уже в 1901 году она ищет единомышленников, чтобы воплотить в жизнь главную идею – создать национальный костюм и распространить его в широких кругах. В 1902 г. Мэрта Ёргенсен создаёт Шведское Женское объединение национального костюма (SVENSKA KVINNLIGA NATIONALDRAKTSFORENINGEN) . Первые два устава общества выходят в 1904 г. Задачей общества было реформирование одежды. В противовес французской моде надо было создать новое платье, сконструированное в соответствии с принципами практичности, гигиены, и главное – исконной «шведскости». Национальный костюм, по мнению основательницы общества, должен был заменить французское платье. Члены общества должны были собственным примером насаждать идею ношения национального костюма в жизни. Предпочтительнее было переодеваться в народный костюм региона. «Почему мы не должны носить наши прекрасные крестьянские костюмы?» - пишет Мэрта Ёргенсен.

Национальный костюм был «спроектирован» Мэртой Ёргенсен. Её идею поддерживали художники Карл Ларссон и Густав Анкакрона. Его описание есть в её же статье в газете «Idun». Юбка и лиф (lifstycke) должны были шиться из шерстяной ткани и быть синего «шведского» цвета, возможен также вариант с ярко-красным лифом. Передник – жёлтый, вместе с синей юбкой он символизирует флаг. На лифе присутствует вышивка, представляющая собой цветочный мотив-стилизацию (вероятно, мотивов народных костюмов). Юбка могла быть двух типов. Либо обычная юбка на талии, midjekjol, либо livkjol (юбка и лиф сшиты, больше похожа на сарафан), характерная для костюма прихода Вингокер в Сёдерманланде. Тем не менее, по словам создательницы, «sverigedrakt - это не испорченная копия костюма Вингокера», а совершенно новое явление. Для второго варианта нужен домотканый пояс с серебряной застёжкой. По краю юбки должен идти кант одного цвета с лифом, шириной 6 см. Головной убор должен быть белого цвета, белая сорочка должна быть с широким воротником. Чулки - только чёрные, обувь тоже.

Известно, что сама создательница всегда носила только свой костюм, и делала это до самой смерти в 1967 г. Члены объединения надевали костюмы только по праздникам. Когда началась первая мировая война, интерес к проекту утих. Мэрта Ёргенсен продолжала преподавать в Ремесленной семинарии. Ученики шили на занятиях национальные костюмы. Даже своих дочерей она заставляла ходить в школу в национальных костюмах, за что их притесняли. После смерти матери в 1967 г. дочери прекратили эту практику, и о феномене «национального костюма» забыли.

Интересно отметить, что параллельно со шведским национальным костюмом создавался также норвежский национальный костюм – bunad. Его создательница - норвежская писательница Хульда Гарборг. Костюм был спроектирован в 1903 г. – ещё до распада шведско-норвежской унии. Он также символизирует идентичность, а также антишведские настроения. Bunad до сих пор популярен, и подобно шведскому костюму является любимой праздничной одеждой, особенно 17 мая – в день независимости Норвегии. По подсчётам социологов, национальный костюм в Норвегии ещё более популярен, чем в Швеции. Согласно данным статистики, одна треть норвежцев владеет национальным костюмом, среди шведов таких только шесть процентов.

Возрождение sverigedrakt

В середине 70-х годов Северном Музее в Стокгольме был найден экземпляр sverigedrakt, переданный неизвестной женщиной из Лександа. В газете «Land» объявили о поиске подобных костюмов, после чего было найдено ещё несколько экземпляров 1903-05 гг. Организатором этих поисков был Бу Мальмгрен (Bo Skraddare). Он же разработал версию этого костюма для мужчин (до тех пор sverigedrakt был исключительно женским).

В связи с изменением отношения к национальной символике в 80-90 гг. ХХ века интерес к национальному и народному костюмам возрождается. Появляются новые модели: детские, мужские, женские. К ставшему традиционным национальному костюму добавляются новые аксессуары, например, плащи. Неизменными остаются только цвета – жёлтый и синий.

Национальный костюм считается праздничным. Его можно увидеть на шведских принцессах и победительницах конкурсов красоты. К костюму относятся с гордостью. Но проблема использования национальной символики и идентичности никуда не уходит. Что считать истинно народным? Не является ли пропаганда народного костюма и флага нацизмом? Корректно ли это по отношению к эмигрантам?

В прошлом году 6 июня в Швеции был впервые объявлен выходным днём, что было воспринято далеко неоднозначно. В Швеции как национальный праздник воспринимался праздник середины лета (Midsommaren), сегодня же государство можно сказать «навязывает» новую дату с такими атрибутами, как гимн, флаг и национальный костюм. Таким образом, мы вновь можем утверждать, что национальная символика является важным инструментом в конструировании традиций, связанных с идентичностью.

 
© 2007-2010
Rambler's Top100

 

Меню
Австрия
Бавария
Беларусь
Богемия
и Моравия
Болгария
Греческий костюм
Израиль
Ирландия
Испания
Италия
Костюмы Македонии
Костюмы Сербии
Мальта
Норвегия
Прибалтика
Польша
Румынский национальный костюм
Россия
Украина
Финский национальный костюм
Франция
Швеция
Шотландия


Материалы для костюма


Национальная кухня

Немецкая
Итальянская
Французская
Украинская
Греческая


Читаем вместе!