Украина
Именно древнее платье Русской Украины постепенно становилось определенно украинским. Национальное платье всюду по Украине показывает те же самые "классические" особенности, хотя у каждой различимой географической и культурной части Украины есть немного различий в платье, особенно в образцах вышивки. В некоторых случаях небольшие изменения могут наблюдаться даже в платье, которое носят люди, живущие в соседних деревнях.
Рубашка, которую носили в будние дни, отличалась, естественно, от той, которую носили в воскресенье. Каждая женщина, как предполагалось, знала, как сделать рубашку, и девочкам - подросткам в возрасте 12 лет преподавали рукоделие. У обеспеченной женщины было приблизительно 15-20 рубашек, а у невесты из зажиточной семьи, как ожидали, будет не менее чем 50-60 рубашек в ее приданом. Число рубашек, их качество, тип вышивки был хорошими индикаторами того, кем девочка станет как потенциальная домохозяйка.
В начале двадцатого столетия вышивка крестиком получила господство над другими типами стежков. Даже если колер был ограничен двумя контрастирующими цветами, образцы непосредственно в комбинации с цветами никогда не были не в состоянии оказать сильное визуальное влияние.
Девочки и женщины, склонялись над своим рукоделием в течение долгих зимних ночей в засыпанных снегом домах, освещенных внутри только маленькой масляной лампой или свечой, украшали свои рубашки всеми видами образцов вышивки: стилизованной цветочной, животной и просто декоративной вышивкой. Безусловно, самый популярный символ был вид сломанного дерева, который является одной из модификаций универсального символа «дерево жизни», символ, найденный фактически во всем свете в искусстве. Солнечные символы и просто геометрические образцы также широко использовались в вышивке.
Плахта и запаска представляли собой два вида юбок, носившихся женщинами; обычно пестрая плахта была более веселой, и, следовательно, одевалась на праздники, а запаска мела более темные «подавленные» цвета, была каждодневным предметом одежды женщины. Пояса должны были держать юбки, но помимо этой просто технической функции у них была роль в общей истории платья. Некоторые из поясов были длинными полосами ткани, обернутыми несколько раз вокруг талии (таким образом, они служили также как поддержка спинному хребту и защите против ран). Пояса, обычно красные по цвету, были, как остальная часть костюма, украшена цветочными и геометрическими вышитыми образцами. Все виды жилетов имели переменную длину, они были скромно или щедро украшены рукоделием и другими художественными оформлениями; старшие женщины, естественно, предпочитали более спокойные тона и художественное оформление, а молодые женщины и девочки носили более яркие и более богато украшенные жилеты. Летом девочки и незамужние женщины не носили шляп или платков, и обычно ходили с непокрытой головой, обычно заплетая волосы в косу. Замужние женщины не заплетали свои волосы и никогда не показывали их публично. Они подворачивали свои волосы под очипок, своего рода плотно прилегающая кепка, сделанная из шелка, парчи или ситца. Головные уборы и платки начали использоваться широко только в конце девятнадцатого столетия, и различные случаи определяли, какую косынку или платок нужно было надеть.
Трудно вообразить женщину безразличную к сережкам, ожерельям, кольцам и другим художественным оформлениям и убедиться, что украинские женщины носили все виды украшений. Коралловое ожерелье было особенно высоко ценным и дорогим украшением, но они стоили дорого, и относительно немногие могли позволить себе их. Уже приблизительно 70-80 лет назад за цену кораллового ожерелья можно было купить корову. Более бедные довольствовались стеклярусом, более богатые носили ожерелья, сделанные из золотых и серебряных монет. Костюм не был бы полон без хорошей пары ботинок, которые были красными, черными, желтыми и зелеными по цвету и носившиеся, главным образом, в церковь или в некоторых специальных случаях, поскольку обувь была дорогой. Ботинки обычно одевались на босые ноги; девочки могли иметь высокие каблуки, а, выйдя замуж носили, обувь на низком ходу. Как только погода становилась достаточно теплой, тяжелые зимние ботинки убирались, и женщины ходили, главным образом, босиком. Зимние пальто по большей части были сделаны из овчины и были различны по длине и степени украшений. У некоторых из декоративных деталей было определенно символическое значение. Платье может быть не только красивым — оно может рассказать захватывающую историю, если Вы знаете, что спросить.
|