Костюмы Сербии
Среди творческих аспектов культуры сербской нации традиционные костюмы занимают одно из самых важных мест из-за их роли в повседневной жизни, их значения для этнической идентичности, и их ценности и понимании мастерства и национальной эстетики. Они известны, главным образом, из-за костюмов, которые были спасены в девятнадцатом и начале двадцатого столетия, характеризованных большим разнообразием в форме и художественном оформлении. Это разнообразие и богатство присутствуют и в мужских и в женских костюмах. У каждой области была своя собственная специальная форма платья. Согласно региону был одет человек, можно было различить не только от куда он пришел, но также и которой национальности он был. Различные национальные костюмы с разнообразным значением среди людей были подвержены широкому диапазону влияний в истории их развития. Таким образом, они включили множество элементов предыдущих периодов, вместе с особенностями того или иного исторического периода, когда они были сделаны и носились.
В широком разнообразии костюмов, кроме специальных черт костюмов, которые изменялись от деревни к деревни, были также другие различия между сельскими жителями и городскими обитателями в том, как они одевались. Городская одежда на большинстве сербских этнических территорий развивалась под турецкими и восточными влияниями. Позже, в Паннонии и вдоль Адриатики, это влияние было в значительной степени европейским. Городские костюмы в балканско-восточном стиле, сделанные из дорогих тканей и наполнены золотой и серебряной вышивкой, были произведены с высоким мастерством ремесленника. До двадцатого столетия, с другой стороны, крестьянское платье было главным образом продуктом домашнего ткацтва. Они были вылеплены женщинами, хотя определенные части костюмов были сделаны деревенскими ремесленниками. Опыт и традицию передавали от старшего к младшему, от поколения к поколению.
Самый первый взгляд на разнообразие деревенского платья показывает определенные специфики в комбинации функциональных, артистических и эстетических особенностей одежды, которую носят во всей области. Идентичные или подобные экономические обстоятельства, сопряженные с географическим поселением, историческим, социальным и культурным развитием, все повлияло на поколение определенных элементов одежды в структуре больших культурных и географических областей, таких как те в Динарика, Адриатика, Центральные Балканы и области Паннонии. В каждой области существует характерный основной тип платья, появляясь во многих различных костюмах и декоративных формах. Различия произошли от разнообразия материалов для создания и украшения, и на которые повлияла специфика, предлагаемая областью, формой образца и декоративными средствами, и конечно повлияли костюмная традиция и уровень культурного развития.
Платье горной области Дирик, включает территории сербской Крайины - Кордун, Лика и северная Далмация, наряду с большой частью Боснии и Герцеговины, континентальной частью Черногории, и юго-западными областями Сербии. В этой обширной гористой области, рогатый скот и размножение овец было главным источником дохода, и весь образ жизни людей был приспособлен к этому. Народное платье было главным образом сделано из шерсти. Обработанная ткань, грубая ткань, имела естественный белый, или коричневый цвет, в то время как в других областях она была окрашена в черный, темно-синий или красный. Многие детали одежды, которые сделаны из домотканой шерсти и тяжелой ткани в самых строгих формах можно увидеть старые балканские и турецко-восточные элементы. Основной элемент и женского и мужского платья был конопляной или льняной рубашкой в форме туники с рукавами, в изобилии украшенными вышивкой.
Обязательные детали в женском наряде были сотканным шерстяным поясом и передником, гармоничным в мотиве и цвете, который носят поверх длинной рубашки. Самые общие формы тяжелых статей ткани одежды были "зубун", "садак" или "корет" - виды длинных лифчиков. К ним присоединились платья с рукавами, украшенные вышивкой. Головы девочек были украшены красными лентами, а замужние женщины покрывали эти ленты шарфами или платками, свернутыми различными способами. В мужской одежде были распространены узкие брюки, и в некоторых областях просторные "перенгиры" с расширяющимися штанинами. Они сопровождались жилетами с прямыми и наложившимися половинами (гунжич, зубун, чесерма, дземадан) и короткие пальто с рукавами (известное как гунч, гунча, копорпн, алчина). Разноцветный сотканный пояс был обязателен, вместе с красной кепкой, которая была обернута шерстяным шарфом зимой во многих областях.
|